Одним из самых распространенных видов коллекционирования на постсоветском пространстве является коллекционирование масштабных моделей авто. Сейчас молодежь предпочитает собирать модели зарубежного производства, однако коллекционеры старшего поколения создают свои собрания исключительно из масштабных моделей автомобилей времен СССР.
Расцвет изготовления советских автомоделей пришелся на 1972-1992 года. Данный период ознаменовался тем, что коллекционные модельки машин становятся все более похожими на свои оригиналы: т.е. они приобретают все более четкую структуру, большее количество деталей и номера (каталожные номера присваивались масштабным автомоделям вплоть до 1986 года). Взять, к примеру, легендарную Волгу, которая получила вполне полноценный двигатель, или неповторимую Ниву с ее 78 деталями.
Модели ВАЗ, VAZ
Начиная с середины 70-х годов в СССР был налажен постоянный выпуск девяти масштабных автомоделей Волжского автомобильного завода, в том числе - ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102, ВАЗ 2106, ВАЗ 2109, ВАЗ-2121 Нива.
Если рассматривать модели ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102, то эти машинки по своему «строению» были очень похожи на Москвичей (серийное производство которых началось на Саратовском заводе Тантал в 1975 году). У первых ВАЗов также открывались капот и багажник, дно машинки крепилось при помощи винта. Причем после того, как крепился винт, двигатель защелкивался, и разобрать модель машинки, не повредив ее при этом, было невозможно. Именно этот факт делает масштабные машины ВАЗ ценными экземплярами для коллекционеров. Также, на этих моделях колеса были подрессорены. Еще один интересный факт на всех номерных моделях винт крепления дна находился со стороны мотора – такая архитектура масштабной модели просуществовала вплоть до 1987 года. Еще один немаловажный факт – у ВАЗов цветовой окрас был идентичен цветовой схеме оригиналов. Это было связано с тем, что мини номерные автомодели СССР предназначались для рекламы своих настоящих сородичей зарубежом.
Модели из серии ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 стали выпускать уже в начале 1980-х годов. Конструкторы поработали над схемами моделей и в продаже появились экземпляры масштабных автомобилей с открывающимися дверцами, капотом и багажником. Кроме того, у ВАЗ-2105 присутствовал багажник на крыше. Конструктивно модель 2105 была почти идентична моделям Волге ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, за исключением некоторых деталей. Номерные автомодели СССР ВАЗ-2105/2107 имели номера А39 и А40 вплоть до 1987 года.
Серия масштабных моделей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2108. Экземпляры данной серии должны были иметь номер А43, однако в продажу они вышли уже без номеров. К слову, именно эта серия завершает выпуск ВАЗов в советский период. По конструктивному исполнению модели были схожи с ВАЗ-2105, но в более упрощенном виде. Детали уже не хромированные и были покрашены в черный или серый цвета, дно изготовлено из пластика, а не металла.
Серия ВАЗ-2108/09 появилась последней. На ней уже отсутствовали номера, хотя номинально ВАЗ-2108 должен был нести номер А43. Архитектура была сходна ВАЗ-2105, но упрощена. Дно стало пластиковым, хром не применялся. Диски колёс были аналогичны пятёрочным, но без хрома. В основном они были чёрного или серого цвета. Специально для этой модели были сделаны родные тонкие шины. Для модели также разработали родную коробочку, но в серию она не пошла, и модели комплектовались коробочкой от ВАЗ-2105.